ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Успех предприятия заключается в его способности создавать потребительские ценности,
и обеспечивать благосостояние производителей.
Для достижения этого успеха необходимо:
- принимать рискованные деловые решения,
- выбирать нетрадиционные стратегии бизнеса,
- отказываться от сложившихся стереотипов производственного процесса
- внедрять новые технологии,
- рассчитывать баланс между краткосрочными расходами и долгосрочными доходами,
- отказываться от немедленной прибыли и терпеть большие издержки ради устойчивого положения на рынке.
Навыки успешного бизнеса в условиях риска - высшее мастерство управления. В результате такого понимания управления хозяйственной деятельностью после второй мировой войны сложилась отдельная научно-образовательная дисциплина - менеджмент.
Менеджмент стал существенным дополнением другой дисциплины, которая ранее называлось экономикой предприятия, а сегодня определяется как микроэкономика.
Менеджмент как дисциплина определяет, что для успешной предпринимательской деятельности необходимы технологические нововведения и мероприятия по созданию клиента.
Решение этих задач противоречит основным постулатам традиционной модели учета.
Компьютерная технология, подчиненная традиционной системе учета, выполняла операции сбора данных,
систематизировала, обрабатывала и анализировала ланные, представляя в виде документальных
отчетов о состоянии активов и понесенных издержках. Подсобная роль компьтерных технологий практически оказывало
нулевое влияние управление предприятием.
Однако данные учета, информирующие органы управления о состоянии дел предприятия не вселяют энергию
энтузиазма в подчиненных работников.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Новой концепцией управленческой информации стал учет экономических цепочек (economic-chain
accounting).Традиционный учет, как страж активов и архивариуса юридического лица, поставляет данные только
о финансовых событиях внутри фирмы. Учет экономических цепочек позволяет проследить издержки по
всей экономической цепочке, от поставщика до конечного потребителя. Потребитель, естественно,
оплачивает все эти издержки и совсем не интересуется, где они были понесены.
Даже самый могущественный производитель производит меньше одной десятой того, что в конце концов
платит потребитель.
Учет экономических цепочек был изобретен примерно восемьдесят лет назад в США Уильямом Дюраном,
который в период с 1908 по 1920 год построил предприятие по производству автомобилей General
Motors.
В начале двадцатых годов модель учета Дюрана была скопирована компанией Sears Roebuck, а еще
десятью годами позже компанией Marks & Spencer в Англии. Около 1950 года ее, практически без
изменений скопировала компания Toyota. А затем, двадцать пять лет спустя, эта система претерпев ряд изменений вернулась
обратно в Соединенные Штаты, обеспечив успех компании Wal-Mart.
Учет экономических цепочек не требует наличия компьютера. У Дюрана, скорее всего, не было
даже арифмометра. Тем не менее, компьютер способен оказать огромную помощь в расчетах, и именно
поэтому учет экономических цепочек сейчас все шире распространяется в производственных компаниях
и еще быстрее - в сервисных предприятиях, например, в сетях розничной торговли.
Около 1980 года появился пооперационный учет или «учет по виду деятельности» (activity-based accounting). В отличие от
традиционного учета издержек, пооперационный учет разработан не для сокращения затрат, а для
увеличения их отдачи. В центре внимания пооперационного учета - создание потребительской ценности,
а не сокращение издержек.
Новый подход к системе учета предлагается в концепциях:
- экономическая добавленная стоимость (economic value added, или EVA) и
- рейтинговая система оценки органами управления результатов деятельности (executive scoreboard).
Все вышеперечисленные концепции определяют предприятие как источник потребительской ценности и
благосостояния производителей, а не владельца статичной собственности, управляющего наличными ресурсами.
Разработкой и внедрением концепций информационного управления занимаются специалисты по
финансам.
Центром внимания и источником прибыли производителя является платежеспособный потребитель.
В силу этого обстоятельства помимо целостного представления об экономических цепочках для успешного
развития препринимательской деятельности необходима информация о ВНЕШНЕМ МИРЕ:
- о клиентах и не-клиентах;
- о конкурентах и партнерах;
- о рынках;
- о технологиях, используемых в других отраслях;
- о валютах;
- об экономическом положении стран и т.п.
В настоящее время немногие предприятия пользуются даже той минимальной информацией, что
доступна, или не уделяют хоть какое-то внимание демографической статистике. Еще меньше компаний
понимают, что важнее всего для планирования и стратегии достоверная информация о том, растет
или снижается доля доходов, которую клиенты тратят на продукцию или услуги их отрасли.
Недавний экономический спад в странах Азии является примером пренебрежения высшего звена управления
о внешнем мире. Экономический спад был предсказуем по крайней мере за год. Неопределенными были причмны и место начала
этого спада. Публичная статистика о величинах и составе государственного долга и платежных балансах конкретных
стран позволяли сделать точные прогнозы.
Однако большинство крупных компаний -- американских и японских - не воспользовались этой информацией, чтобы
принять необходимые меры по предупреждению экономического спада.
Препятствием получения открытой внешней управленческой информация является корпоративная ограниченность
Все новые концепции информационного менеджмента, от учета экономических цепочек и пооперационного
учета до EVA и рейтинговой системы оценки, пока носят закрытый корпоративный характер. Так же устроены и существующие
информационные системы корпоративного учета, которые отражают вечную регрессивную тенденцию
органов управления: сосредотачиваться на издержках и усилиях внутри компании, но не на возможностях,
изменениях и угрозах снаружи. Тенденция сомнительных корпоративных тайн становится все более
опасной, чреватой техногенными и экологическими катастрофами, если принимать во внимание
глобализацию промышленных отраслей, быстрые изменения рыночных ситуаций и потребительских потребностей,
миграцию технологий по нетрадиционным путям из одной отрасли в другую и растущую нестабильность валют.
Чем больше внутренней информации получает высшее правительство, тем больше ему необходимо уравновешивающей
ее внешней информации, которая пока дефицитна.
Развитие человечества подобно скольжению на гребнях информационных волн. Инфоволны это наиболее заметные вехи человеческого развития, всплески творческой энергии, побуждающие человека перенести накопленный опыт, спонтанно возникающей мысли, на носитель памяти.
Первым всплеском информационной знергии "человека разумного" стало изобретение письменности
пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем -- независимо, но несколько тысяч лет спустя
-- в Китае, и еще на 1.500 лет позднее -- майя в Центральной Америке.
Второй прилив информационной энергии породило изобретение рукописной книги, сперва в Китае,
вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда
афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся
изустно.
Импульсом третьей информационной волны стало изобретение печатного пресса и
наборного шрифта в период между 1450 и 1455 годами.
Изобретателем печатного пресса для издания книг стал Иоганн Гутенберг (1400 — 1468 гг.)
Первые две волны не оставили документальных следов. Однако влияние рукописной книги на
цивилизацию системы государственного устройства Греции, Рима и Китая было огромным.
Третья информационная волна оставила после себя многочисленные следы печатных изданий и гравировок.
На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная
информационная индустрия. Она состояла из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни
хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю,
переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в
день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю. Ежегодная информационная производительность этого труда составляла 1.200-1.300 рукописных
страниц. По некоторым оценкам общая численность монахов в Европе превышала 10 тысяч человек.
Через пятьдесят лет, к 1500 году, у монахов не осталось работы. Их заменили ремесленники-печатники,
которых по всей Европе было не более одной тысячи человек.
Для выпуска печатной книги была необходима согласованная работа до 20 таких ремесленников,
от одного высококвалифицированного резчика шрифтов до десятка или больше менее квалифицированных
переплетчиков. Такая группа ежегодно выпускала примерно 25 наименований книг, в среднем по 200
страниц в книге, или 5 тысяч готовых к размножению страниц. К 1505 году тиражи в 500 экземпляров
стали нормой. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 миллионов печатных
страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг -- 2.500.000 страниц на одного
работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.
В середине XV века -- на момент изобретения пресса Гуттенбергом -- книги были роскошью, которую
могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая
Библия Мартина Лютера (свыше 1.000 страниц), цена этой книги была настолько невысокой,
что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.
Первые печатные книги, начиная с Библии Гуттенберга, издавались на латыни и по содержанию не
отличались от рукописных. По содержанию это были религиозные и философские трактаты, а также
сохранившиеся античные тексты. Через двадцать лет после изобретения Гуттенберга начали
появляться книги современных авторов, традиционно писавших на латыни.
Под влиянием информационных волн энергия содержания манускриптов, печатных текстов, рисованных
и гравированных образов проникала в сознание людей, побуждая их к фундаментальным открытиям,
техническим изобретениям и социальным преобразованиям. Спустя еще десять лет появились книги
на греческом и древнееврейском языках. В стиле изложения книг стало употребляться разговорное
наречие: сперва на английском, а затем и на других европейских языках. В 1476
году, через тридцать лет после изобретения Гуттенберга, английский печатник Уильям Кэкстон
(1422-1491) издал книгу о шахматах.
К 1500 году устное поэтическое творчество наряду с прозой печаталось на страницах книхных изданий.
В обиход вошел термин "популярная литература".
Книгопечатание оказало влияние на систему образования. До появления книги образование было расчитано на
на священнослужителей и изучение теологии. По мере насыщения книжной продукции образовались университеты
для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, философии естествознания.
Самое большое влияние книгопечатание оказало на церковь - центр догуттенберговской Европы.
Под воздействием книжных знаний активизировались протестантские реформаторы. Революционные мысли ранних
реформаторов: Джона Уиклиффа из Англии (1330-1384) и Яна Гуса из Богемии (1372-1415),
благодаря печатному слову стали перемещаться дальше и быстрее, чем слово сказанное.
31 октября 1517 года девяносто пять тезисов Мартина Лютера появились на двери собора в никому
не известном германском городке. Это было простое объявление о традиционном церквно-богословском
диспуте. Однако без уведомления и согласия Лютера тезисы немедленно были распечатаны и бесплатно
распространены по всей Германии, а затем и по всей Европе.
Эти отпечатанные тезисы разожгли пожар религиозных споров, который впоследствии вырос в
протестантские Реформы. Под влиянием печатных книг, во второй половине XV века наступила
эра географических открытий. Печать публиковала сведения обо всех путешествиях португальских
мореплавателей вдоль западного побережья Африки в поисках морского пути в Индию.
Печать доставила Колумбу первые карты сказочных земель, лежащих за западным горизонтом - Китая,
описанного Марко Поло, и легендарной Японии.
Печать позволила немедленно зафиксировать результаты каждого путешествия и создавать новые,
более надежные, карты.